Воспитать ответственного собственника. Управление многоквартирными домами в Эстонии

Опубликовано: 09.02.2017
Воспитать ответственного собственника. Управление многоквартирными домами  в Эстонии

Эстония около 20 лет назад начала реформировать жилищно-коммунальную сферу. Наряду с изменениями в структуре ЖКХ,  менялось и сознание жильцов.

Их приучали к тому, что право собственности – это право ответственности. За свое жилье нужно отвечать:  в многоквартирном доме есть не только своя квартира, но и лестничные пролеты, площадки, лифты, крыша, инженерные коммуникации. Раньше, в советские времена, забота о доме лежала на ЖЭКах. Обслуживание жилого фонда всегда считалось обязанностью государства. После устранения государственных ЖЭКов взять на себя эту ответственность собственникам квартир оказалось непросто. Однако после реформ сделать это пришлось.

Эстония, как и многие другие страны, обязала жильцов  управлять своим домом. Как показывает статистика, приблизительно половина собственников квартир организовали квартирные товарищества – аналог украинского ОСМД. Вторая половина решила нанять управляющие компании. 

В том случае, когда не могла сформироваться инициативная группа жителей, готовых взять на себя управление домом, либо же решать вопросы сообща было сложно по какой-то причине, выходом стали управляющие компании. К их помощи прибегают также и квартирные товарищества. Большая часть управляющих компаний была создана из бывших ЖЭКов. Жители дома могут выбрать уполномоченного, фактически, домкома, и от его лица вести дела с управляющей компанией. 

В Эстонии отработан весьма детализованный перечень базовых услуг, которые должны оказывать управляющие компании. 

Компания нанимает подрядчиков и заказывает необходимые работы, ведет бухгалтерию и выставляет счета жителям. Жильцам предоставляется план предполагаемых работ на год или полугодие, расходы утверждаются на общем собрании.  Для текущих ремонтов создается ремонтный фонд с ежемесячными платежами. Жильцы утверждают сумму, которая будет уплачиваться с одного квадратного метра. Капитальные ремонты осуществляются или за счет ссуды, или путем целевых накоплений. Жители оценивают свои силы и решают, сколько могут потратить на ремонт, ежемесячное обслуживание, и в зависимости от выбранной суммы, знают, что получат за нее в итоге.  

Отношение собственников к своему жилью напрямую влияет на то, каким будет их дом. Соседи следят и за чужими, и друг за другом. Если заметили вандала, вызывают полицию. Если нарушитель  живет в этом доме, то на него не только составляется заявление в полицию, но и сумма ущерба добавится к ежемесячному счету от управляющей компании. Поэтому проблема порчи лифтов, надписей в подъездах и т. п. отсутствует, если собственники жилья небезразличны к тому, в каком доме им придется жить.

Эстонцы говорят, что из-за того, что советская власть была у них относительно недолго, чувство ответственности за свою собственность еще не полностью утрачено у большей части населения. Возможно, этот фактор, а также правильно выбранный вектор в проведении реформ и помогли Эстонии одной из первых постсоветских стран успешно завершить реформу жилищно-коммунальной отрасли. 

 

 

Новости

ℹ️Шановні мешканці!
ℹ️Шановні мешканці!

Ми прагнемо утримувати наш житловий комплекс на якісному рівні — чистота дворів, справна техніка, охайні під’їзди, безперебійна робота інженерних систем, безпека та порядок. Усе це забезпечує велика команда людей, яка щодня дбає про комфорт мешканців.

За останній час ситуація на ринку праці, вартості матеріалів і послуг суттєво змінилася.
-  Середня ринкова заробітна плата технічного персоналу зросла до 20% у 2024-2025 роках, збільшився обсяг податків (військовий збір тощо).
-  Продовжує зростання вартість матеріалів внаслідок інфляції (112% у 2024 р.) та вартість послуг підрядних організацій. 

Для того, щоб зберегти якість послуг, а також залишатися конкурентним роботодавцем на ринку і не втрачати персонал, ми змушені переглянути розмір внеску на утримання будинку і прибудинкової території:

▶️Для всіх квартир вище 1 поверху розмір оплати за місяць становить: 22,96 грн/м2
*спеціальні умови при оплаті до 20 числа місяця надходження квитанції – 22,12 грн/м2
▶️Для квартир 1 поверху розмір оплати за місяць становить – 20,93 грн/м2
*спеціальні умови при оплаті до 20 числа місяця надходження квитанції – 20,17 грн/м2
⁠Також 
▶️Вартість обслуговування домофонної системи становитиме 40 грн/міс. Ця сума не змінювалась з початку експлуатації будинків, тоді як у більшості ЖК Києва вона  становить 50–70 грн.

▶️⁠Вартість послуг охорони змінюється до 297 грн/міс. Це обумовлено гострою необхідністю підвищення заробітної плати співробітникам охоронної компанії, які забезпечують цілодобову безпеку комплексу.

Таке рішення не ухвалювалось поспіхом — ми проаналізували ситуацію та намагалися максимально зберегти баланс між якістю сервісу й фінансовим навантаженням на мешканців.

Оновлена вартість буде відображена в квитанціях, які ви отримаєте в липні 2025 року.

Загрузите наше приложение